Чтобы прокатиться на истребителе-перехватчике Су-27, в «Авиаклуб 99» приходят именитые летчики-испытатели и просто любители авиации
«Интересно, сколько всего на свете счастливчиков, которым хоть
раз в жизни довелось управлять Су-27?» – подумал я, в очередной раз бросив
взгляд на приборы и легким движением пальцев ликвидировав «разнотяг»
двигателей. Прочь посторонние мысли, сейчас не до них! Руководитель полетов дал
разрешение на посадку, пора стабилизировать курс над живописным ущельем,
выравнивать машину и скупыми движениями рукоятки управления контролировать
посадочную глиссаду, ловя в прицеле крохотную серую точку аэродрома. Прислушиваясь
к указаниям инструктора, я перевожу рычаг управления шасси в положение
«выпущено», выпускаю закрылки, свожу на нет тягу двигателей и чисто выполняю
зависание у самого края полосы. Колеса плавно касаются земли… в паре метров
правее заветного бетона. Техника такого не прощает. Даже катапультироваться
было уже поздно.
Я в сердцах срываю с головы наушники, и буквально из глубины души вырывается
крепкое словцо. А ведь коллеги предупреждали меня, что следует выбирать
выражения, – все полеты на тренажере «Авиаклуба 99» записываются на видео.
Формула реализма
Цифра 99 в названии авиаклуба означает 99% реализма. За основу
уникального симулятора, созданного специалистами компании Virpil, взят
графический движок от Eagle Dynamics, разработчика известных игр LockOn и
Digital Combat Simulator (симулятор вертолета Ка-50). Eagle Dynamics также
предоставила значительную часть трехмерных ландшафтов, имитирующих реально
существующую местность и аэродромы. LockOn и DCS в сочетании с продвинутыми
контроллерами (джойстиками, HOTAS, педалями) считаются очень реалистичными компьютерными
симуляторами, играть в которые могут только очень увлеченные люди. Однако при
упоминании компьютерных игр специалисты Virpil лишь снисходительно улыбаются:
их тренажер представляет принципиально иной уровень реализма и подходит не
только для развлечения, но и для тренировок настоящих пилотов.
Прежде всего тренажер отличает кабина, полностью повторяющая кокпит истребителя
Су-27. «С первого взгляда в это трудно поверить, но в кабине тренажера нет ни
одной детали от настоящего самолета», — говорит Максим Суриков, ведущий
программист компании Virpil. С руководства полетной эксплуатации Су-27 снят
гриф секретности, что позволяет разработчикам точно воспроизводить все элементы
кабины в мельчайших подробностях. Лишь некоторые переключатели не удалось воссоздать
с абсолютной точностью: они выпускаются специально для Су-27, имеют серийные
номера, и каждый из них находит применение в кабине настоящего самолета. Таким
компонентам пришлось подобрать замену по принципу максимального внешнего
сходства. В результате реальные пилоты-истребители, занимая место в кабине
тренажера, чувствуют себя абсолютно как дома. Разумеется, все элементы
управ-ления работают и могут использоваться в симуляции. Однако начинающим
пилотам вовсе не обязательно знать назначение всех кнопок и тумблеров.
Достаточно запомнить расположение рычага управления шасси, кнопок выпуска
закрылков и запуска двигателей.
Второе слагаемое реализма — панорамный обзор с углом 180 градусов. Окружающая
обстановка демонстрируется пилоту на четырех больших ЖК-панелях. Стыки между
панелями скрыты за стойками фонаря кабины, поэтому пилот воспринимает вокруг
себя целостное виртуальное пространство. Еще один ЖК-экран прячется за
приборной панелью. Именно на нем отображаются шкалы и стрелки всевозможных
альтиметров, вариометров и авиагоризонтов, которые при этом выглядят как
настоящие аналоговые приборы.
Важнейшее преимущество тренажера перед компьютерным симулятором — имитация
ускорений и перегрузок. Это важный канал информации для пилота, который
позволяет более точно оценивать положение и динамику аппарата в пространстве.
Ощетинившийся проводами металличе-ский каркас оснащен электродвигателями,
наклоняющими его по продольной и поперечной осям. Когда самолет тормозит или
разгоняется, кабина наклоняется вперед или назад. Если аппарат поворачивает или
скользит в сторону, кабина принимает соответствующий крен. Перегрузки по
вертикальной оси (при наборе или сбросе высоты) реализованы с помощью
переменного натяжения ремней: потяните рычаг на себя, и вас ощутимо вдавит в кресло.
Пилоты-истребители летают в противоперегрузочных костюмах. Это что-то вроде
надувного комбинезона, который в моменты максимальных ускорений сжимает тело
пилота и отгоняет кровь в голову. Костюм поддерживает кровообращение мозга и
помогает пилоту не потерять сознание в наиболее экстремальные секунды пилотажа.
Такой костюм надевает и пилот тренажера, подключая его к соответствующему
пневматическому штуцеру в кабине. Вместе с эффектом вибрации кресла в
экстремальных режимах это придает дополнительный реализм.
Живое участие
В отличие от компьютерных
игр, тренажер не имеет нескольких уровней сложности. Симуляция всегда проходит
в режиме максимального реализма. Как вы думаете, много людей способны, впервые
оказавшись в кабине боевого истребителя, оторвать его от земли без посторонней
помощи? В реальной жизни обучение пилотов ведется на специальных учебно-боевых
версиях самолетов, в которых за спиной курсанта сидит инструктор с полным
комплектом дублирующих органов управления. Пожалуй, главное отличие тренажера
от игры — это постоянное присутствие живого профессионального инструктора во
время полета.
Первый полет проходит по следующей схеме. Инструктор клуба демонстрирует пилоту
кабину и органы управления самолетом, помогает надеть противоперегрузочный
костюм и устроиться в кресле. После того как кресло будет задвинуто в кабину и
надежно зафиксировано, работа инструктора клуба заканчивается, а ученика
приветствует в наушниках бодрый голос руководителя полетов, он же РП.
Руководителя полетов «Авиаклуба 99» зовут Радий, это профессиональный летчик,
пилотирующий самолеты в реальной жизни. Также с вами могут летать помощники РП,
очаровательные пилотессы Екатерина и Ирина. В течение следующих 15-20 минут РП
контролирует все параметры полета, наблюдает самолет визуально на экране своего
компьютера, дает указания относительно курса и выполняемых маневров, поясняет
назначение органов управления, дает необходимые разъяснения и советы — в общем,
занимается обучением пилота. В некоторых случаях РП может принимать управление
на себя, в частности, управлять механизацией — закрылками, шасси, тормозным
крюком. Спокойный и уверенный голос РП в наушниках — важное эмоциональное
подспорье для пилота, который впервые оказывается в окружении десятков
незнакомых приборов и органов управления.
После того как вы благополучно посадили аппарат или, что более вероятно,
раскидали его виртуальные обломки по окрестностям аэродрома, инструктор клуба
помогает вам выбраться из кабины и из костюма, а затем преподносит «сюрприз» —
DVD-диск с записью полета. Его монтажом в реальном времени инструктор
занимался, пока РП учил вас летать. В коротком фильме о полете вы сможете
лицезреть не только самолет и окружающие просторы (наслаждаться ими
непосредственно в полете нет времени), но и собственное «умное» лицо во всем
многообразии выражений, снятое тремя видеокамерами в кабине.
Раньше руководитель полетов находился непосредственно в клубе и контролировал полет пилота из собственной кабины управления. Сейчас РП работают удаленно, общаясь с курсантом при помощи скоростного интернета. Для этого решения есть не только экономические, но и стратегические причины: со временем компания Virpil планирует создать еще несколько авиатренажеров, которые будут расположены в разных местах. При этом РП смогут работать со всеми аппаратами сразу из единой диспетчерской.
Профи и виртуалы
Работой с инструктором и
руководителем полетов приятное общение в «Авиаклубе 99» не заканчивается. В
разработку тренажера большой вклад внесли профессиональные летчики-истребители.
Многих из них сегодня можно встретить в клубе, отрабатывающими те или иные
маневры самостоятельно или с учениками. Частый гость клуба — Геннадий
Авраменко, пилот-инструктор, бывший заместитель командира пилотажной группы
«Стрижи», а ныне — пилот гражданского «боинга».
«Подобные аппараты в основном делятся на два типа: динамические и процедурные,
— рассказывает Максим Суриков. — Первые предназначены для развлечений с
максимальным адреналиновым эффектом, вторые — для обучения и отработки
конкретных управляющих действий. Наш тренажер полноценно сочетает в себе оба
типа». Формально аппарат не является учебным тренажером — для этого ему
предстоит пройти массу сертификационных процедур. Однако профессионалы дают ему
самые лестные оценки, особо отмечая реализм органов управления и имитации перегрузок.
Летчик-испытатель Виктор Пугачев, в честь которого названа знаменитая фигура
пилотажа «кобра Пугачева», протестировал тренажер и с уверенностью заявил, что
применение подобного аппарата в летных училищах могло бы существенно ускорить
обучение пилотов и повысить его качество.
«Авиаклуб 99» — это одно из немногих мест, где могут встретиться настоящие
летчики-асы, эксперты компьютерных игр и просто любители авиации. В клубе
прошли соревнования между пилотами-профессионалами и «виртуальными пилотами» —
мастерами компьютерных игр. Соревнования состояли из трех частей: обязательная
пилотажная программа, свободная пилотажная программа и боевое задание
(поражение транспортного самолета, воздушный бой с сопровождающим истребителем
и уничтожение колонны КАМАЗов, охраняемых «Шилкой»). Несмотря на то что
виртуальные пилоты привыкли ориентироваться в виртуальном пространстве и хорошо
подготовлены теоретически, победу одержали реальные летчики. То, что
профессиональный пилот, не знакомый с симуляторами, мог устроиться в кабине и
сразу показать столь высокий результат — это наилучшая оценка реализма
тренажера. «Виртуальные пилоты продемонстрировали чуть менее точную технику
пилотирования, позволяя себе много лишнего, — комментирует Максим Суриков, —
летчики же выполняли задания строго по заранее отработанным схемам. Оно и
понятно: виртуальные пилоты летают для удовольствия, а профессионалы делают
свою работу и подчиняются приказам. Это принципиально разный уровень
ответственности за каждый малейший шаг».
Интересно, что никто из основателей компании Virpil никогда не был ни
профессиональным летчиком, ни увлеченным геймером. Уникальный
развлекательно-учебный тренажер они построили вовсе не для собственного
развлечения. «Авиация — это не только техника, это прежде всего люди, — говорит
руководитель проекта Андроний Амасьян. — Чтобы стать хорошим пилотом или
конструктором, необходимо заболеть небом с детства. Этот аппарат дает любому
человеку возможность прикоснуться к миру полетов, ощутить его реальность,
обрести мечту. Поэтому именно такой проект может дать мощный толчок развитию
авиационной отрасли». И действительно, однажды побывав в виртуальном небе,
хочется возвращаться снова и снова. Особенно если посадить своенравную машину с
первого раза не удалось.
Тренажер для тренировки пилотов, имитирующий пассажирский Airbus, стоит примерно как настоящий самолет. Цена аппаратного комплекса тренажера Virpil составляет примерно 7 млн руб., а потребляемая мощность не превышает 5 кВт — как у домашнего обогревателя
«Популярная механика» Сергей Апресов
http://www.popmech.ru/article/5664-test-drayv-istrebitelya/scoreid/21021/