Создание и продвижение сайтов - реально, недорого и надежно

Тест-драйв истребителя: Авиатренажер Су-27

Чтобы прокатиться на истребителе-перехватчике Су-27, в «Авиаклуб 99» приходят именитые летчики-испытатели и просто любители авиации

«Интересно, сколько всего на свете счастливчиков, которым хоть раз в жизни довелось управлять Су-27?» – подумал я, в очередной раз бросив взгляд на приборы и легким движением пальцев ликвидировав «разнотяг» двигателей. Прочь посторонние мысли, сейчас не до них! Руководитель полетов дал разрешение на посадку, пора стабилизировать курс над живописным ущельем, выравнивать машину и скупыми движениями рукоятки управления контролировать посадочную глиссаду, ловя в прицеле крохотную серую точку аэродрома. Прислушиваясь к указаниям инструктора, я перевожу рычаг управления шасси в положение «выпущено», выпускаю закрылки, свожу на нет тягу двигателей и чисто выполняю зависание у самого края полосы. Колеса плавно касаются земли… в паре метров правее заветного бетона. Техника такого не прощает. Даже катапультироваться было уже поздно.
Я в сердцах срываю с головы наушники, и буквально из глубины души вырывается крепкое словцо. А ведь коллеги предупреждали меня, что следует выбирать выражения, – все полеты на тренажере «Авиаклуба 99» записываются на видео.

Формула реализма
Цифра 99 в названии авиаклуба означает 99% реализма. За основу уникального симулятора, созданного специалистами компании Virpil, взят графический движок от Eagle Dynamics, разработчика известных игр LockOn и Digital Combat Simulator (симулятор вертолета Ка-50). Eagle Dynamics также предоставила значительную часть трехмерных ландшафтов, имитирующих реально существующую местность и аэродромы. LockOn и DCS в сочетании с продвинутыми контроллерами (джойстиками, HOTAS, педалями) считаются очень реалистичными компьютерными симуляторами, играть в которые могут только очень увлеченные люди. Однако при упоминании компьютерных игр специалисты Virpil лишь снисходительно улыбаются: их тренажер представляет принципиально иной уровень реализма и подходит не только для развлечения, но и для тренировок настоящих пилотов.
Прежде всего тренажер отличает кабина, полностью повторяющая кокпит истребителя Су-27. «С первого взгляда в это трудно поверить, но в кабине тренажера нет ни одной детали от настоящего самолета», — говорит Максим Суриков, ведущий программист компании Virpil. С руководства полетной эксплуатации Су-27 снят гриф секретности, что позволяет разработчикам точно воспроизводить все элементы кабины в мельчайших подробностях. Лишь некоторые переключатели не удалось воссоздать с абсолютной точностью: они выпускаются специально для Су-27, имеют серийные номера, и каждый из них находит применение в кабине настоящего самолета. Таким компонентам пришлось подобрать замену по принципу максимального внешнего сходства. В результате реальные пилоты-истребители, занимая место в кабине тренажера, чувствуют себя абсолютно как дома. Разумеется, все элементы управ-ления работают и могут использоваться в симуляции. Однако начинающим пилотам вовсе не обязательно знать назначение всех кнопок и тумблеров. Достаточно запомнить расположение рычага управления шасси, кнопок выпуска закрылков и запуска двигателей.
Второе слагаемое реализма — панорамный обзор с углом 180 градусов. Окружающая обстановка демонстрируется пилоту на четырех больших ЖК-панелях. Стыки между панелями скрыты за стойками фонаря кабины, поэтому пилот воспринимает вокруг себя целостное виртуальное пространство. Еще один ЖК-экран прячется за приборной панелью. Именно на нем отображаются шкалы и стрелки всевозможных альтиметров, вариометров и авиагоризонтов, которые при этом выглядят как настоящие аналоговые приборы.
Важнейшее преимущество тренажера перед компьютерным симулятором — имитация ускорений и перегрузок. Это важный канал информации для пилота, который позволяет более точно оценивать положение и динамику аппарата в пространстве. Ощетинившийся проводами металличе-ский каркас оснащен электродвигателями, наклоняющими его по продольной и поперечной осям. Когда самолет тормозит или разгоняется, кабина наклоняется вперед или назад. Если аппарат поворачивает или скользит в сторону, кабина принимает соответствующий крен. Перегрузки по вертикальной оси (при наборе или сбросе высоты) реализованы с помощью переменного натяжения ремней: потяните рычаг на себя, и вас ощутимо вдавит в кресло.
Пилоты-истребители летают в противоперегрузочных костюмах. Это что-то вроде надувного комбинезона, который в моменты максимальных ускорений сжимает тело пилота и отгоняет кровь в голову. Костюм поддерживает кровообращение мозга и помогает пилоту не потерять сознание в наиболее экстремальные секунды пилотажа. Такой костюм надевает и пилот тренажера, подключая его к соответствующему пневматическому штуцеру в кабине. Вместе с эффектом вибрации кресла в экстремальных режимах это придает дополнительный реализм.

Живое участие

В отличие от компьютерных игр, тренажер не имеет нескольких уровней сложности. Симуляция всегда проходит в режиме максимального реализма. Как вы думаете, много людей способны, впервые оказавшись в кабине боевого истребителя, оторвать его от земли без посторонней помощи? В реальной жизни обучение пилотов ведется на специальных учебно-боевых версиях самолетов, в которых за спиной курсанта сидит инструктор с полным комплектом дублирующих органов управления. Пожалуй, главное отличие тренажера от игры — это постоянное присутствие живого профессионального инструктора во время полета.
Первый полет проходит по следующей схеме. Инструктор клуба демонстрирует пилоту кабину и органы управления самолетом, помогает надеть противоперегрузочный костюм и устроиться в кресле. После того как кресло будет задвинуто в кабину и надежно зафиксировано, работа инструктора клуба заканчивается, а ученика приветствует в наушниках бодрый голос руководителя полетов, он же РП. Руководителя полетов «Авиаклуба 99» зовут Радий, это профессиональный летчик, пилотирующий самолеты в реальной жизни. Также с вами могут летать помощники РП, очаровательные пилотессы Екатерина и Ирина. В течение следующих 15-20 минут РП контролирует все параметры полета, наблюдает самолет визуально на экране своего компьютера, дает указания относительно курса и выполняемых маневров, поясняет назначение органов управления, дает необходимые разъяснения и советы — в общем, занимается обучением пилота. В некоторых случаях РП может принимать управление на себя, в частности, управлять механизацией — закрылками, шасси, тормозным крюком. Спокойный и уверенный голос РП в наушниках — важное эмоциональное подспорье для пилота, который впервые оказывается в окружении десятков незнакомых приборов и органов управления.
После того как вы благополучно посадили аппарат или, что более вероятно, раскидали его виртуальные обломки по окрестностям аэродрома, инструктор клуба помогает вам выбраться из кабины и из костюма, а затем преподносит «сюрприз» — DVD-диск с записью полета. Его монтажом в реальном времени инструктор занимался, пока РП учил вас летать. В коротком фильме о полете вы сможете лицезреть не только самолет и окружающие просторы (наслаждаться ими непосредственно в полете нет времени), но и собственное «умное» лицо во всем многообразии выражений, снятое тремя видеокамерами в кабине.

Раньше руководитель полетов находился непосредственно в клубе и контролировал полет пилота из собственной кабины управления. Сейчас РП работают удаленно, общаясь с курсантом при помощи скоростного интернета. Для этого решения есть не только экономические, но и стратегические причины: со временем компания Virpil планирует создать еще несколько авиатренажеров, которые будут расположены в разных местах. При этом РП смогут работать со всеми аппаратами сразу из единой диспетчерской.

Профи и виртуалы

Работой с инструктором и руководителем полетов приятное общение в «Авиаклубе 99» не заканчивается. В разработку тренажера большой вклад внесли профессиональные летчики-истребители. Многих из них сегодня можно встретить в клубе, отрабатывающими те или иные маневры самостоятельно или с учениками. Частый гость клуба — Геннадий Авраменко, пилот-инструктор, бывший заместитель командира пилотажной группы «Стрижи», а ныне — пилот гражданского «боинга».
«Подобные аппараты в основном делятся на два типа: динамические и процедурные, — рассказывает Максим Суриков. — Первые предназначены для развлечений с максимальным адреналиновым эффектом, вторые — для обучения и отработки конкретных управляющих действий. Наш тренажер полноценно сочетает в себе оба типа». Формально аппарат не является учебным тренажером — для этого ему предстоит пройти массу сертификационных процедур. Однако профессионалы дают ему самые лестные оценки, особо отмечая реализм органов управления и имитации перегрузок. Летчик-испытатель Виктор Пугачев, в честь которого названа знаменитая фигура пилотажа «кобра Пугачева», протестировал тренажер и с уверенностью заявил, что применение подобного аппарата в летных училищах могло бы существенно ускорить обучение пилотов и повысить его качество.
«Авиаклуб 99» — это одно из немногих мест, где могут встретиться настоящие летчики-асы, эксперты компьютерных игр и просто любители авиации. В клубе прошли соревнования между пилотами-профессионалами и «виртуальными пилотами» — мастерами компьютерных игр. Соревнования состояли из трех частей: обязательная пилотажная программа, свободная пилотажная программа и боевое задание (поражение транспортного самолета, воздушный бой с сопровождающим истребителем и уничтожение колонны КАМАЗов, охраняемых «Шилкой»). Несмотря на то что виртуальные пилоты привыкли ориентироваться в виртуальном пространстве и хорошо подготовлены теоретически, победу одержали реальные летчики. То, что профессиональный пилот, не знакомый с симуляторами, мог устроиться в кабине и сразу показать столь высокий результат — это наилучшая оценка реализма тренажера. «Виртуальные пилоты продемонстрировали чуть менее точную технику пилотирования, позволяя себе много лишнего, — комментирует Максим Суриков, — летчики же выполняли задания строго по заранее отработанным схемам. Оно и понятно: виртуальные пилоты летают для удовольствия, а профессионалы делают свою работу и подчиняются приказам. Это принципиально разный уровень ответственности за каждый малейший шаг».
Интересно, что никто из основателей компании Virpil никогда не был ни профессиональным летчиком, ни увлеченным геймером. Уникальный развлекательно-учебный тренажер они построили вовсе не для собственного развлечения. «Авиация — это не только техника, это прежде всего люди, — говорит руководитель проекта Андроний Амасьян. — Чтобы стать хорошим пилотом или конструктором, необходимо заболеть небом с детства. Этот аппарат дает любому человеку возможность прикоснуться к миру полетов, ощутить его реальность, обрести мечту. Поэтому именно такой проект может дать мощный толчок развитию авиационной отрасли». И действительно, однажды побывав в виртуальном небе, хочется возвращаться снова и снова. Особенно если посадить своенравную машину с первого раза не удалось.

Тренажер для тренировки пилотов, имитирующий пассажирский Airbus, стоит примерно как настоящий самолет. Цена аппаратного комплекса тренажера Virpil составляет примерно 7 млн руб., а потребляемая мощность не превышает 5 кВт — как у домашнего обогревателя

«Популярная механика» Сергей Апресов

http://www.popmech.ru/article/5664-test-drayv-istrebitelya/scoreid/21021/